Milkyway@home Science
log in

Webpage in Other Languages

This page was translated by our volunteer "Shmya-2".

Index

Общее описание проекта

Проект MilkyWay@Home изучает историю нашей Галактики, анализируя звезды в галактическом гало Млечного Пути (в том числе ведется поиск «неуловимой» темной материи). Исследование проводится путем картирования орбит звезд, вращающихся вокруг Млечного Пути - многие из этих структур, на самом деле, являются "приливными потоками частиц" (оставшихся после разрушения галактик-спутников Млечного Пути), или карликовыми галактиками, захваченными гравитационным полем нашей Галактики. Орбита, форма и состав этих карликовых галактик являются важными ключами к истории Млечного Пути, а также к распределению темной материи в нем.

Кроме того, в проекте MilkyWay@Home ведется подпроект "N-тел", где создается имитация движения карликовых галактик и их попадание в гравитационное поле Млечного Пути. Мы подбираем начальные условия моделируемой карликовой галактики, чтобы окончательная модель соответствовала тому, что мы видим в реальной структуре гало. Другими словами, мы пытаемся создать модели карликовых галактик, наиболее близкие к реальным данным для того, чтобы узнать больше о том, как выглядит наша Галактика.

Для обоих проектов мы используем данные из Sloan Digital Sky Survey (смотри ниже).

На картинке представлена визуализация Шейн Рейли, показывающая Млечный Путь (центр сине-красная спираль в центре), модель разрушенной карликовой галактики Стрельца (синий), и пример обзора из Sloan Digital Sky Survey (желтый).

Milky Way with Sgr and SDSS
Source: Shane Reilly, Milkyway@home

До конца 1990-х годов, галактическое гало считалось однородным и неинтересным местом, однако в статье Хайди Ньюберг в 2002 ("The Ghost of Sagittarius and Lumps in the Halo of the Milky Way") было показано, что гало на самом деле повсеместно заполнено "приливным потоком частиц" (имеет неровную, бугристую поверхность). С тех пор астрономы активно исследуют и описывают эту структуру. MilkyWay@Home работает в области, которой не более десяти лет - это передний край астрономии, и мы хотим, чтобы вы были частью этого!

вернуться к оглавлению


Введение: Форма Млечного Пути

Что такое Млечный Путь?

Млечный Путь - наш дом, один из миллиарда известных галактик во Вселенной. В дополнение к нашему Солнцу, Млечный Путь содержит около 400 миллиардов других звезд - это около 57 звезд на каждого человека на Земле! Несмотря на эти цифры, Млечный Путь, на самом деле, считается галактикой среднего размера. (Для получения дополнительной информации о галактиках, смотрите в Википедии.)

В настоящее время Млечный Путь считается спиральной галактикой с перемычкой (тип Хаббл SBbc), размером в 100.000 световых лет - то есть, путешествие со скоростью света с одного конца Млечного Путь к другому занимает 100.000 лет. Для сравнения, свету требуется 8 минут, чтобы добраться от Солнца до Земли. В то время как световой год является единицей измерения в физике, астрономы склонны использовать "парсек" при измерении расстояний. Парсек (сокращенно "параллакс-секунда") составляет 3,26 световых года, и связан с одним из самых точных методов определения расстояний до других звезд ( "параллаксом"). В галактической астрономии, мы работаем с поистине астрономическими расстояниями, для этого мы используем "килопарсек" (кпк) (тысячу парсеков). Радиус Млечного Пути равен 15 кпк, а наше Солнце расположено в 8 кпк от центра галактики.

iСхема Галактики Млечный Путь. Согласно современным представлениям Млечный Путь содержит четыре основных компонента: диск, балдж, звездное гало и гало темной материи:

Diagram of the Milky Way Galaxy
Source: Matthew Newby, Milkyway@home

Диск является наиболее заметным компонентом галактики, и, как считается, состоит из двух частей: тонкого диска и толстого диска. Тонкий диск имеет толщину около 0,3 кпк и состоит почти весь из пыли, газа и молодых звезд (в том числе Солнца) нашей Галактики. Толстый диск, толщиной около 1 кпк, и отграничивает зону, где количество звезд резко падает.

Балдж лежит в центре диска, имеет радиус всего несколько кпк, содержит как старые, так и молодые звезды. В последнее время было установлено, что балдж содержит возвышающуюся середину. Кроме того, в центре галактики находится супер массивная черная дыра - с массой, равной 4 миллиона Солнц!

Звездное гало является почти сферическим сфероидом звезд, который окружает всю галактику. Плотность звезд в гало очень мала по сравнению с плотностью диска, и большинство звезд гало находятся в пределах 30 кпк от центра Галактики. Звездное гало является объектом исследования Milkyway@Home.

Гало темной материи является самой загадочной частью галактики. Информация, полученная от кривых вращения галактики, столкновения галактик и моделирования темной материи - все убедительно свидетельствует о том, что существует большое количество невидимой массы окружающей каждую галактику. Современные астрономы надеются получить подсказки о форме и составе гало темной материи, изучая структуры в диске и звездногом гало.


"Темная" материя

Темная материя - термин, который введен для того, чтобы объяснить «невидимую» массу, регистрируемую при физических наблюдениях. Хотя были предложены и другие решения проблемы «лишней» массы, такие как модификации теорий Ньютона и/или Эйнштейна, темная материя является единственным термином, одновременно описывающим все наблюдаемые аномалии. Таким образом, понимание природы темной материи является одной из основных целей исследований космоса.

Чтобы объяснить термин «темная» материя, для начала, расшифруем словосочетание "Светлая" (обычная) материя. Последняя состоит из барионов, которые, в свою очередь, состоят из кварков. Наиболее важным следствием выше сказанного является то, что эти частицы взаимодействуют электромагнитно: свет (который представляет собой электромагнитную волну) может взаимодействовать с барионами. Совокупность световых волн составляет электромагнитный спектр (рисунок 3). В зависимости от того, как барионы устроены, они будут поглощать, отражать или излучать волны определенной длины. На самом деле, все барионная материя будет излучать волны света, в зависимости от своей температуры - звезды, например, очень горячие, и поэтому они могут излучать видимый свет. Чем выше температура объекта, тем короче длина волн, которая испускается веществом. Поэтому все барионная материя "светится" на определенных длинах волн (в том числе и люди! Мы светимся в инфракрасном диапазоне).

Electromagnetic Spectrum
Source: Wikimedia Commons

Темная материя – другой природы. Она не излучает свет, не поглощает и не отражает его. Темная материя вообще не взаимодействует электромагнитно. Вот почему она "темная:" световые волны не дают никакой информации о ней.

Поскольку темная материя не взаимодействует со светом, единственным способом, которым мы можем изучить ее является гравитация. Проанализировав распределение барионной материи (звезд и газа) в Млечном Пути, мы получим представление о расположении и составе темной материи. Milkyway@Home занимается этим, путем изучения звезд в гало, используя данные из Sloan Digital Sky Survey.

вернуться к оглавлению


Часть I: Sloan Digital Sky Survery (SDSS)

Дополнительная информации о SDSS.

SDSS-III Footprint
Source: SDSS-III

вернуться к оглавлению


Часть II: Как мы ищем темную материю?

Итак, что Галактическое гало может рассказать нам о темной материи и структуре Млечного Пути? Астрономы пытаются понять Галактический потенциал Млечного Пути - как его гравитация влияет на другие объекты, и, кроме того, оценить распределение массы (материи) в Галактике. Если мы можем сравнить Галактический потенциал и потенциал известной нам (барионной) материи, нам удастся определить потенциал темной материи – который отражает распределение темной материи в Млечном Пути.

Астрономы используют гравитацию, чтобы определить потенциал Галактики. Например, давайте посмотрим на то, как кто-то исследовал потенциал нашего солнца. Солнце массивный и сферический объект, и поэтому его потенциал будет - "сферически симметричным" на физическом жаргоне. Сила “этого сферически-симметричного” потенциала зависит только от массы Солнца, и расстояния, на котором вы находитесь от него.

Сферически симметричный гравитационный потенциал Солнца связан с законом Кеплера. Если сравнить скорость (в т.ч. орбитальную) планет, вращающихся вокруг Солнца, и их радиус (или расстояние) от Солнца, можно построить кривую вращения Солнечной системы. Для системы, подчиняющейся закону Кеплера (Солнечной системы, например) наблюдается явное "падение" (снижение с расстоянием) кривой вращения:

Solar System Rotation Curves
Source: Matthew Newby, Milkyway@home

Галактика немного сложнее устроена. Так как масса в ней сосредоточена не только в центре, кривая вращения должна выглядеть не как в Солнечной системе. Когда астрономы подсчитали все источники света в нашей и других галактиках, то оказалось, что большая часть света исходит от центра, постепенно уменьшаясь к периферии. Построив эту "кривую блеска", мы можем вычислить распределение обычной материи, а далее построить "кривую вращения" для нашей галактики. Такая кривая должна уходить вниз по вертикали с увеличением расстояния - но когда астрономы измеряют кривую вращения Млечного Пути (и других галактик), то она почти плоская, и почти не уменьшается!

Expected and Observed Galaxy Rotation Curve, example
Source: Matthew Newby, Milkyway@home

Проблема вращения впервые была впервые упомянута в 1930-е годы астрономом по имени Фриц Цвикки. Цвикки измерил скорости галактик, вращающихся вокруг галактических скоплений, и пришел к выводу, что существует "недостающая масса", которую нельзя увидеть в кластере. В 1970-х годах, астроном Вера Рубин измерила кривые вращения других галактик, и окончательно показала, что каждая галактика содержит больше массы, чем можно увидеть текущими инструментами и методами.

Итак, как же мы находим эту темную материю? Мы рассматриваем силу тяжести. Используя гравитационное линзирование, или тот факт, что области с высокой плотностью материи могут изменить путь движения света, астрономы могут построить карту темной материи в очень плотных скоплениях галактик, таких как кластер Abell:

Dark Matter Map in Galaxy Cluster Abell 1689

Но эти кластеры очень далеко от нас, и мы не можем видеть детали. Таким образом, мы действительно хотим выяснить, где темная материя находится в нашей Галактике, а затем узнать, откуда она. Звезды в галактическом гало движутся по орбите вне диска Млечного Пути, поэтому их орбиты расскажут нам, как выглядит гравитационный потенциал Млечного Пути, и, следовательно, где находится «масса». Но эти звезды так далеко от нас, что они, кажется, не двигаются вообще - если вы не знаете, как что-то движется, действительно трудно понять, как проходит орбита этого объекта.

Приливные потоки частиц должны решить эту сложную задачу! Эти потоки, образованные из карликовых галактик, находящихся под действием силы тяжести Млечного Пути, имеют свою непрерывную орбиту вокруг Галактики. Таким образом, если мы не можем увидеть движение отдельных звезд, мы можем исследовать линии приливных потоков, определять их направление движения. Эти знания могут помочь определить орбиты звезд, а затем мы сможем определить распределение темной материи!

Основной трюк - выяснить, где находятся эти потоки. Хотя это может показаться простым, на самом деле потоки смешиваются со звездами гало и даже с другими потоками! Кроме того, имеются ошибки в данных, особенно, о пространстве вдали от гало, которые тоже они должны быть учтены. Все это означает, что мы должны использовать детальный математический анализ движения звезд, который, в свою очередь, приводит к очень сложной вычислительной задачи ...

вернуться к оглавлению


Часть III: Milkyway@home

Разделение

С этого момента начинается Milkyway@home. Целью "Separation" или "Stream Fit" (подпроекта Milkyway@home) является анализ: выяснить, где именно среди большого количества звезд галактического гало находятся большие приливные потоки. Для этого нам пришлось создать математическую модель полос данных SDSS (see Nathan Cole's PhD Thesis [pdf]) и метод поиска наилучшего соответствия этой модели фактическим данным SDSS. Каждое WU (задание) подпроекта "Separation" является оценкой одной модели - одного набора параметров для модели, которые проверяются на реальных данных. Затем каждое WU (задание) определяет сходство модели с реальными данными и передает результат на наш сервер. Наш сервер использует эту информацию (см ниже), чтобы определить следующий набор параметров, чтобы попытаться, и создает новый WU (задание) до тех пор, пока мы не получим модель наиболее близкую к реальным данным (Этот тип проблемы называется проблемой максимального правдоподобия).

Другими словами, подпроект "Separation"ищет лучшие описание потоков в гало Галактики. Построив наиболее точную модель, мы даем очень точное описание приливных потоков в исследуемом участке обзора SDSS.

Текущий прогресс: Нам удалось закончить описание North Galactic cap (области, находящейся "выше" галактического диска) - части приливного течения карликовой галактики Стрельца, - и результаты будут опубликованы в Astrophysical Journal в ближайшее время (март-апрель 2013). Некоторые цифры из этого документа:

Поток Стрелеца отделен от фоновых данных (см эту тему для получения дополнительной информации):

Sagittarius Tidal Stream Removed from Halo Stars
Source: Newby et al. (2013), Astrophysical Journal

Путь потока Стрельца по Галактике, представленное стрелкой для каждой анализируемой полосы обзора SDSS. Смотрите эту ветку форума для получения дополнительной информации:

Sagittarius Tidal Stream Orbital Vectors
Source: Newby et al. (2013), Astrophysical Journal

Текущая работа: Milkyway@home в настоящее время изучает потоки North Galactic cap, которые не относятся к потоку Стрелеца - мы повторно анализируя те же данные, но поток Стрелеца удален. Это необходимо так как, с потоком Стрельца, другие потоки были бы слишком слабы, чтобы точно их описать. В дополнение, мы готовимся начать работу над 8 разделом данным обзора SDSS , которая дополняет некоторые районы в южной части Галактики. Наконец, как только все это будет сделано, мы будем анализировать звездный сфероид - звезды в галактическом гало, которые не принадлежат к приливным потокам. Понимание звездного сфероида является актуальным вопросом астрономии, поэтому тщательный анализ еще больше подогреет к интерес нему! Если все пойдет хорошо, подпроекта "Separation" должен быть завершен в конце 2013 или в середине 2014 года.

N-тело

Проект N-тела Milkyway@Home имитирует движение карликовых галактик, сталкивающихся с (или разрушаемых) Млечным Путём. Это события часто приводят к формированию приливных потоков, таких как поток Стрельца. Цель проекта N-тела: создание модели карликовых галактик и сравнение результатов с реальным данными о них, а так же уточнение свойств гравитационного потенциала Млечного пути (а также свойств карликовых галактик). На рисунке 10 показан пример карликовой галактики разрушающейся под действием силы тяжести Млечного Пути (Млечный Путь не показан, и находится в центре изображения):

Sagittarius Tidal Stream, N-body Simulation
Source: Shane Reilly, Milkyway@home

В стадии разработки: Проект N-тел находится в стадии разработки, и почти стабилен. Скоро мы будем пропускать тестовые данные через него, чтобы убедиться в его правильной работе, затем мы начнем моделирования и сравнение с реальными данными! В конце концов, мы надеемся сделать N-тело основным проектом Milkyway@Home, а также добавить поддержку GPU.

Предыдущая работа и публикации можно найти здесь.

вернуться к оглавлению


Часть IV: Методы моделирования

Максимальное правдоподобие [будет добавлено]

Particle Swarm [будет добавлено]

Дифференциальная эволюция [будет добавлено]

вернуться к оглавлению



Main page · Your account · Message boards


Copyright © 2017 AstroInformatics Group

Webpage in Other Languages

Also, check out our YouTube Channel, with new videos appearing often!

Science Summary


Milkyway@home studies the history of our galaxy by analyzing the stars in the Milky Way galaxy's Galactic Halo. This includes searching for elusive dark matter. This research is done by mapping structures of stars orbiting the Milky Way - many these structures are actually "tidal debris streams," or dwarf galaxies that are being pulled apart by our Galaxy's superior gravitational field. The orbits, shapes, and compositions of these dwarf galaxies provide vital clues to the history of our Galaxy, as well as to the distribution of dark matter.

Additionally, Milkyway@home has recently started developing the "N-body" sub-project, which creates simulated dwarf galaxies and "shoots" them into the Milky Way's gravitational field. We allow the simulated dwarf galaxy's initial conditions to vary until the final simulated dwarf matches what we see in actual halo structures. In other words, we are trying to match dwarf galaxy models to real data, in order to learn more about what is (and what isn't) possible for our Galaxy.

For both projects, we use data from the Sloan Digital Sky Survey(see below)

Here's a visualization by Shane Reilly, showing the Milky Way galaxy (center blue-to-red spiral), a model for the disrupted Sagittarius dwarf galaxy (blue), and an example wedge of SDSS data (yellow).

Milky Way with Sgr and SDSS
Source: Shane Reilly, Milkyway@home

Until the late 1990's, the Galactic halo was thought to smooth and uninteresting, and Heidi Newberg's 2002 paper ("The Ghost of Sagittarius and Lumps in the Halo of the Milky Way") proved that the halo is actually full of these tidal debris (the halo is "lumpy"). Since then, astronomers have been actively searching for and characterizing these structures. So Milkyway@home is doing science in a field that's barely over ten years old - this is cutting edge astronomy, and we want you to be a part of it!


Detailed Information


Index



Introduction: The Shape of the Milkyway

What is the Milky Way?

The Milky Way is our home galaxy, one of BILLIONS of known galaxies in the Universe. In addition to our Sun, the Milky Way contains around 400 billion other stars - that's about 57 stars for every human being alive on Earth today! Even though that sounds big, the Milky Way is actually thought to be an average-sized galaxy. (For more information on galaxies, see the Wikipedia article:Galaxy.)

The Milky Way is currently understood to be a barred spiral galaxy (Hubble type SBbc) that is 100,000 light-years across - that is, it takes 100,000 years for light (the fastest thing known to exist) to travel from one end of the Milky Way to the other. For comparison, light takes 8 minutes to get from the Sun to the Earth. While the light-year is a physically useful unit, astronomers tend to use "parsecs" when measuring distances. A parsec (short for "parallax-second") is 3.26 light-years, and is related to one of the most precise methods of determining distances to other stars ("parallax"). In Galactic astronomy, we work with truly astronomical distances, as so we use "kiloparsecs" (kpc), or thousands of parsecs, as our distance units. The radius of the Milky Way, then, is 15 kpc, with our Sun being 8 kpc from the center of the galaxy.

The modern view of the Milky Way galaxy contains four major components: The disk, bulge, stellar halo, and dark matter halo:

Diagram of the Milky Way Galaxy
Source: Matthew Newby, Milkyway@home

The disk is the most obvious component of the galaxy, and is considered to consist of two parts: the thin disk and the thick disk. The thin disk is about 0.3 kpc thick and contains almost all of the dust, gas, and young stars (including the Sun) in our Galaxy. The thick disk is about 1 kpc thick, and marks the thickness where star densities drop dramatically.

The bulge lies at the center of the disk, has a radius of only a few kpc, and contains both old and young stars. Recently, it was determined that the bulge contains a prominent bar. Additionally, a super massive black hole resides at the center of the galaxy - with a mass equal to that of 4 million Suns!

The stellar halo is a nearly spherical spheroid of stars that surrounds the entire galaxy. The density of stars in the halo is very low compared to densities found in the disk, and the majority of halo stars are found within 30 kpc of the galactic center. The stellar halo is the focus of Milkyway@home.

The dark matter halo is the most mysterious of all the galactic components. Information from galactic rotation curves, galaxy collisions, and dark matter simulations all strongly indicate that there is a large amount of invisible mass surrounding every galaxy. Modern astronomers hope to gain clues about the shape and composition of the dark matter halo from structures in the disk and stellar halo.


"Dark" Matter

Dark Matter is the mass that is needed to make up for the unseen mass in physical observations. Although other solutions to these discrepancies have been proposed, such as modifications to Newton's and/or Einstein's theories of gravitation, dark matter is the only solution that describes all of the observed scientific anomalies simultaneously. Therefore, understanding dark matter is currently one of the major goals of science.

To understand what "dark" matter is, we need to understand "light" matter (the stuff we are used to). "Light" matter is made of baryons, which are particles that are made of quarks. The most important consequence of baryons being built of quarks is that they interact electromagnetically. This means that light, which is an electromagnetic wave, can interact with baryons. Light waves have a large variety of wavelengths that make up the electromagnetic spectrum (See Figure, from Wikipedia). Depending on how the baryons are arranged, baryonic matter will absorb, reflect, or emit certain wavelengths of light. In fact, all baryonic matter will emit some wavelengths of light based on its temperature - stars, for example, are very hot, and so they can emit visible light. The higher an object's temperature, the shorter the wavelengths that can be emitted. Therefore, all baryonic matter "glows" at certain wavelengths (including humans! We glow in the infrared).

Electromagnetic Spectrum
Source: Wikimedia Commons

Dark matter is different. Dark matter does not emit light at any wavelength. Dark matter does not absorb light, and it doesn't reflect it, either. Dark matter, then, does not interact electromagnetically at all. This is why it is "dark:" light waves can never even know it's there.

Since dark matter doesn't interact with light, the only way that we can currently study it is through gravity. By studying the distribution of baryonic matter (stars and gas) in the Milky Way, we will gain insight into the arrangement and composition of dark matter. Milkyway@home furthers this goal by studying stars in the stellar halo, using data from the Sloan Digital Sky Survey.

back to index


Part I: Sloan Digital Sky Survey (SDSS)

The Sloan Digital Sky Survey is a five-color, deep-field survey that covers a large part of the the sky. It started taking data from its 2.5-meter telescope at Apache Point Observatory in the year 2000, and will release its last dataset in 2014. All of the almost 500 million objects in the database are available to the public. For more information about SDSS, see the SDSS website. If you want to explore SDSS data yourself, check out the SDSS DR9 Navigate Tool.

SDSS-III Footprint
Source: SDSS-III

Part II: How Do We Search For Dark Matter?

Until the last few decades, the Galactic halo was assumed to be an uninteresting, smooth, spherical distribution of stars. Close to the turn of the millennium, astrophysicists theorized that the halo could contain interesting structure, such as debris from infalling dwarf galaxies. Using SDSS data, Newberg et al. (2002) showed that the stellar halo was actually quite complex. Later studies showed that stellar streams dominate the halo of the Milky Way.

Field of Streams
Source: Vasily Belokurov, SDSS-II Collaboration

So, what can the Galactic halo tell us about dark matter and the structure of the Milky Way? Astronomers seek to understand the Galactic potential of the Milky Way, which is a measure of how the Milky Way's gravity affects other objects, and therefore, a measure of the distribution of mass (matter) in the galaxy. If we can compare the galactic potential to the potential of the known (baryonic) matter, we can then determine the potential of the dark matter - which will tell us how dark matter is distributed in the Milky Way.

Astronomers use the physics of gravity to determine the potential of the Galaxy. In a simple analogy, let's look at how someone would go about investigating the potential of our sun. The Sun is massive and spherical, and so its potential will be simple - 'spherically symmetric,' in physics lingo. The measured strength of this spherically symmetric potential depends only on the mass of the Sun, and the distance that you are away from it.

The spherically symmetric gravitational potential of the Sun leads to Kepler's Law. If we plot the velocity (or orbital speed) of planets orbiting the Sun versus their radius (or orbital distance) from the Sun, we get the rotation curve of the Solar System. For a system obeying Kepler's Law, such as the Solar System, a clearly "falling" (decreasing with distance) rotation curve is observed:

Solar System Rotation Curves
Source: Matthew Newby, Milkyway@home

A Galaxy is a bit more complicated. Since there's not just one big mass at the center, the rotation curve should look different then that of the Solar System. When astronomers add up all of the light from stars in a Galaxy (even other Galaxies), we find that most of the light comes from near the center, with the amount of light decreasing with distance from the center. From this "light curve," we can calculate the distribution of light matter, which lets us calculate what the rotation curve of a Galaxy should look like. What we find is that the curve should fall with distance - but when astronomers actually measure the rotation curve of the Milky Way (and other Galaxies), we find that it is almost flat, and not falling much at all!

Expected and Observed Galaxy Rotation Curve, example
Source: Matthew Newby, Milkyway@home

The rotation problem actually goes back to the 1930's, with an astronomer named Fritz Zwicky. Zwicky measured the velocities of galaxies rotating around a galaxy cluster, and concluded that there was "missing mass" that wasn't being seen in the cluster. In the 1970's, astronomer Vera Rubin measured the rotation curves of other Galaxies, and showed definitively that there is, indeed, more mass in each galaxy than can be seen.

So, how do we find this dark matter? Our best bet seems to be gravity. Using gravitational lensing, or the fact that dense pockets of matter can cause the path of light to warp around them, astronomers can actually map dark matter within very dense galaxy clusters, such as the Abell Cluster:

Dark Matter Map in Galaxy Cluster Abell 1689
Source: Hubblesite.org

But these clusters are very far away from us, and we can't see the details. So we really want to figure out where dark matter is in our Galaxy, and then figure out what it is from there. The stars in the Galactic halo orbit outside the disk of the Milky Way, and so their orbits will tell us what the Milky Way's gravitational potential looks like, and therefore, where the mass is. But these stars are just far enough away that they don't seem to move at all - if you don't know how something is moving, it's really difficult to figure out what its orbit is.

This is where tidal streams save the day! These streams, formed from dwarf galaxies being torn apart by the Milky Way's gravity, trace continuous orbits around the Galaxy. So, even if we can't see the individual stars move, we can follow the line of the tidal stream to determine their direction of motion. From there we can determine the stars' orbits, and then we can determine the distribution of dark matter!

Now the trick is figuring out exactly where these streams are. While this may seem easy, in reality the streams are mixed in with regular halo stars and even with other streams! Also, there are errors in the data, especially as you get further out in the halo, and these need to be accounted for. All of this means that we have to apply detailed mathematical analysis to the stars, which in turn leads to a very difficult computational problem...

back to index


Part III: Milkyway@home

Separation

This is where Milkyway@home comes in. The goal of the "Separation" or "Stream Fit" part of Milkyway@home is to do this analysis - figuring out exactly where the big tidal streams are in the big jumble of stars that is the Galactic halo. To do this, we had to create a mathematical model of SDSS data stripes (see Nathan Cole's PhD Thesis [pdf]) and a method for finding the best way to fit this model to the actual SDSS data. Each separation work unit is a single evaluation of the model - that is, a single set of parameters for the model that are checked against the real data. Each of these work units then determines the likelihood that the given set of model parameters matches the data, and sends this to our server. Our server then uses this information (see below) to determine the next set of parameters to try, and generates a new work unit - this continues until we see very little improvement in the likelihoods, and we can then declare a parameter set that gives the best likelihood of matching the data (This type of problem is called a maximum likelihood problem).

In other words, the separation project searches for the best way to describe the streams in the Galactic halo. Once we have that, we get a very accurate description of the tidal streams in a given SDSS wedge.

Current Progress: We've managed to finish describing the North Galactic cap ("above" the Galactic disk) part of the Sagittarius dwarf galaxy's tidal stream, and the results will be published in the Astrophysical Journal soon (March-April 2013). Some figures from that paper:

The Sagittarius stream separated from the background data (see this thread for more info):

Sagittarius Tidal Stream Removed from Halo Stars
Source: Newby et al. (2013), Astrophysical Journal (submitted)

The path of the Sagittarius stream around the Galaxy, represented by an arrow for each SDSS stripe that we analyzed. See this thread for more info:

Sagittarius Tidal Stream Orbital Vectors
Source: Newby et al. (2013), Astrophysical Journal (submitted)

Work In-Progress: Milkyway@home is currently studying the North Galactic cap streams that are not Sagittarius - we are re-analyzing the same data, but with the Sagittarius stream removed. This is necessary because, with Sagittarius, the other streams were too faint to accurately find. Additionlly, we are gearing up to start working on the SDSS Data Release 8 data, which fills in some of the areas in the Southern Galactic Cap. Finally, once all of this is done, we will analyze the stellar spheroid - the stars in the Galactic halo that do not belong to dwarf galaxy tidal streams. Understanding the stellar spheroid is a current hot topic in astronomy, so a thorough analysis will make a big splash! If all goes well, the Separation project should be complete in late-2013 to mid-2014.

N-body

The N-body project on Milkyway@home simulates dwarf galaxies colliding with (or being disrupted by) the Milky Way. This disruptions often result in tidal streams, like Sagittarius. The goal of the N-body project is to match simulated dwarf galaxies to real dwarf galaxy data, and thereby constrain the properties of the Milky Way galaxy's gravitational potential (as well as the properties of the dwarf galaxies). Here's an example of a dwarf galaxy being disrupted by the Milky Way's gravity (the Milky Way is not shown, and would be at the center of the picture):

Sagittarius Tidal Stream, N-body Simulation
Source: Shane Reilly, Milkyway@home

Work In-Progress: The N-body project is currently under development, and is almost stable. Soon, we'll be running test data through through it to verify that the techniques work, then we'll start crunching simulations against real data! Eventually, we hope to to make N-body the main project on Milkyway@home, and to add GPU support.

Previous work and publications can be found here.

back to index


Part IV: Computer Science Methods

Maximum Likelihood [to be added]

Particle Swarm [to be added]

Differential Evolution [to be added]

back to index